Владимир Саришвили. Охотник за характерным мазком

Владимир Саришвили. Охотник за характерным мазком

                                  

В свои двадцать лет Вано Кезуа успел многое: окончить колледж имени Демиреля и , будучи студентом тбилисской Академии художеств, удостоиться чести принятия в ряды Союза художников Грузии. А ещё до того он стал обладателем первого приза среди учащихся на конкурсе Международного культурно-просветительского Союза «Русский клуб», посвящённого 175-летию Ильи Чавчавадзе.
Первая персональная выставка Вано Кезуа, уже тогда позиционировавшего себя примитивистом, состоялась в 2013 году в Национальной библиотеке, а в 2014 году Вано в составе группы молодых художников, принял участие в портретной выставке «Тбилиси и тбилисцы», будучи членом художественного объединения «Язык искусства». Состоялась эта выставка - большая честь – в Национальном музее Грузии. Затем полотна Вано Кезуа выставлялись на благотворительном вернисаже под эгидой возглавляемого Паатой Бурчуладзе фонда «Иавнана», в галерее имени Зураба Церетели.
И, наконец, две последние выставки. Одна из них – «Тбилиси и тбилисцы-2», проведённая в конце прошлого года в галерее «Сфумато», и персональная выставка в фойе и в саду Дома писателей, состоявшаяся в наступившем 2016 году. На ней юноша Вано Кезуа предстал уже учредителем и президентом творческого объединения молодых деятелей искусства «Арт-хаос».
В молодёжной фейсбук-перекличке вдумчивые и креативные поклонницы обнаружили в Ванико сходство с ранним Ален Делоном из фильма Лукино Висконти «Леопард». Не думаю, чтобы у молодого, но не начинающего художника подобные ассоциации вызывали гневный протест, но «похожим», во всяком случае, в своих творческих воззрениях, он ни на кого быть не желает, и это Ванико удаётся.
Излюбленный жанр Кезуа – портрет. Хотя и другие жанры он жалует вниманием, но именно в портрете, очевидно, находит тот самый «охотничий азарт» художника, «выслеживающего» мгновение, когда долго искомый штрих ляжет в нужное время на нужный участок холста.


Интересна его сетевая «блиц-анкета»:
- Что есть творчество?
- То, что выходит из сердца, а не является результатом выученного.
- Что не является творчеством?
- Копирование известных полотен «один к одному».
- Какому цвету отдаёшь предпочтение?
- Белому.
- Чьё творчество особо ценишь?
- Из художников эпохи Возрождения – Рафаэля. Мне кажется, в произведениях Леонардо и Микеланджело анатомия бросается в глаза. А Рафаэль – это духовность, воплощённая на холсте. Из художников нового времени с любовью всматриваюсь в творчество Пиросмани и Пикассо.
В словах и оценках Вано Кезуа просматривается юношеский максимализм, в какой-то мере и «синдром ветряных мельниц», но это нормально для творческой личности в его возрасте. Вспоминается «Чердак» Беранже – быть может, лет через 20-30 Вано Кезуа, уже признанный мастер, заслуженный художник скажет вслед за французским поэтом что-нибудь вроде: «Мечтать о славе, радости, надежде,//Всю жизнь вместить в один шальной куплет,//Любить, пылать и быть таким, как прежде!//На чердаке прекрасно в двадцать лет!».
А что касается манеры Вано Кезуа – живописца и рисовальщика, в первую очередь, на мой взгляд обозревателя-непрофессионала, обращает на себя внимание психологизм как краеугольный камень его творчества. И если примитивизм понимать как «наив», то портреты кисти Вано Кезуа наивными назвать никак нельзя. Прежде всего благодаря продуманному изобразительно-выразительному языку цветосочетаний, а также далеко не произвольно, интуитивно выстроенной композиции.
Тем не менее, характер героев его полотен действительно передаётся средствами, свободными от цивилизационных условностей. Таков ироничный (самоироничный), с лукавинкой, прищур глаз нашего выдающегося комика Гиви Берикашвили, такова «Женщина», и особенно великолепная работа «Глазами клоуна», персонаж которой словно бы прячет жизненную драму за пестротой красок и извилистостью линий.
Нет сомнений, что этого юношу ожидает большое плаванье в мире искусства. Залогом тому серьёзность его подхода к постижению тайн мастерства и главное – «искра Божья», без которой никакой труд не сделает художника из ремесленника.
Вано Кезуа – художник. Уже художник. Запомним это имя и пожелаем его обладателю покорения вершин изобразительного искусства.