Координаты творчества Сергея Зенькова

Координаты творчества Сергея Зенькова

КООРДИНАТЫ ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ ЗЕНЬКОВА

 

Несколько лет назад мне довелось познакомиться с удивительной поэзией Сергея Александровича Зенькова. Небольшой сборник «Паерок» заключал в себе огромный мир поэзии высочайшей пробы. Громоподобные строфы обрушивали на читателя (Нет, даже не каскад!) лавину парадоксальных образов. Казалось, поэт-демиург, взрывая коросту обыденности и дробя тысячелетние спирали ДНК словесных кодов, творит свой, особый и неповторимый мир, наводнённый циклопической мощью и напоенный ураганными ветрами – сродни тем, что породили и разрушили легендарный город: «Макондо было тогда небольшим селением с двумя десятками хижин, выстроенных из глины и бамбука на берегу реки, которая мчала свои прозрачные воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем».

Писать о творчестве Сергея Зенькова и просто, и сложно одновременно. Просто – потому что эти стихи не могут оставить равнодушными. Потому что автор как раз и отличается «лица необщим выраженьем» - его не спутаешь ни с кем. Сложно – ибо лирика эта  представляет собой весьма сложный феномен.

Его творчество часто сравнивают с поэзией Маяковского. Та же мощь, та же громовая поступь, то же дарование поэта-урбаниста. Однако пристальный взгляд позволяет выявить значительные отличия. Маяковский-футурист весь устремлён в будущее, "Чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем". Стихи С. Зенькова  моделируют и воспроизводят неповторимый колорит современной гомельской субкультуры. Гомель, расположенный на срединных землях Европы, где с незапямятных времён находилось средокрестье путей с севера на юг и с запада на восток; Гомель, смешавший языки всея Великия и Малыя, и Белыя Руси с Землёй Обетованной, породил уникальный культурный расплав. И едва ли не основные компоненты его – причудливо переплетённые стихии еврейская и старообрядческая – «…где «азом» «тав» вплетался в выговор картав». Именно поэтому в лирике Зенькова пласты церковнославянской лексики и культуры староверов причудливо переплетаются с еврейскими мотивами.

Как и В. Маяковский, С. Зеньков – поэт-урбанист. Однако Маяковский – певец огромного мегаполиса вообще, как такового и вне времени. Сергей Зеньков – поэт исконно гомельский. Гомель – исток и краеугольный камень мироздания поэта и, по сути, главный его герой. Родной город, где одушевлена каждая улица и где каждый камень наполнен воспоминаниями. Мир зелёной листвы и зелёных вод, обжитой и привычный. Куда, впрочем, временами скитальцами-ветрами доносится пряное дыхание и напевы глубинной мудрости Востока (и Ближнего, и Среднего, и Дальнего). 

Если говорить об истоках поэзии Сергея Зенькова  конкретнее – это Гомель 90-х годов прошлого века («Девяностые дивно-водянистые…») со всей катастрофичностью той поры. И если родной город даже в эпоху лихолетья – уютный космос, то весь прочий мир воспринимается поэтом как некий необозримый хаос, таящий на каждом шагу опасность. Как тут не вспомнить знаменитое «А ці за Гомелем людзі ё? Ё, але дробныя». 

Стихи Сергея Зенькова поражают богатством тематики и широтой кругозора. Он мастерски владеет ресурсами великого и могучего русского языка, творя поэзию не только умную, но и виртуозную. Чего стоят хотя бы эти строки:

 

***

Стань Обью

По речному образу и подобью

Обь-водою, Обводным каналом,

Ободом солнечным оба берега вместе своди!

Таёжной амфорой, хвойной камфарой…

 

 При всей парадоксальности и неординарности образов в стихах хорошо узнаваемы реалии нашей современности. Поистине, «поэт у времени в плену». Однако эпический размах вовсе не мешает стихам Зенькова оставаться именно лирикой. «У всех у нас времени – по лоскуту». Талантливый поэт, сознавая прерывность бытия и сознания, делает попытку осмысления современного мира, пропуская излучение реальности сквозь призму собственной души. В этом можно легко убедиться, ещё и ещё раз прикасаясь к великолепным стихам, собранным в этой книг

Наталья Иванова

Член Европейского конгресса литераторов,

Член Российского союза профессиональных литераторов,

Член Международного союза писателей и мастеров искусств