Наталья Вареник. "Славянская Лира" - 2015: Созидатели и Разрушители

Наталья Вареник. "Славянская Лира" - 2015: Созидатели и Разрушители

Сегодня общество, как никогда, разделилось не только на бедных и богатых, на сторонников тех или иных политических взглядов, но самое главное  - на «созидателей» и «разрушителей».

Мне, как человеку, живущему в своеобразной нише между книжных полок, зависающему возле ноутбука, в дебрях литературной свалки (где мне очень уютно и совершенно не хочется выползать в мир промоутеров, менеджеров и прочих сущностей современного инфернального мира) проще всего говорить о созидателях и разрушителях моего привычного мира – литературы…

Вокруг нас ежесекундно происходят два диаметрально противоположных процесса  - кто-то разрушает пространство, а кто-то его «склеивает».

Одни разрывают связи и уничтожают традиции, другие – сближают людей и защищают то светлое, сакральное,  что объединяет нас – общие корни, веру, культуру.

Разрушителей много, но и Созидатели стоят один – десятерых: энергичная и деятельная Ирина Силецкая в Праге, солнечная и задорная Светлана Савицкая в Москве, неунывающий и мудрый Владимир Саришвили  в Тбилиси,  патриотичный и творческий Афанасий Ванчев в Париже, активный и коммуникабельный Анатолий Берлин в Лос-Анджелесе, дружелюбные и светлые Александр Раткевич и Олег Зайцев в Полоцке и Минске…

Именно о них – Созидателях (всех не перечесть, но попробую вспомнить многих), а также об их антиподах, хочется поразмышлять  в послесловие ко второму международному литературному Форуму «Славянска Лира» - 2015, который проходил в июне в старинном белорусском городе Полоцке. 

Ощущаю себя динозавром, пережившим ледниковый период  перестройки и лихих 1990-х, парад планет независимостей всех удельных княжеств, и до сих пор помнящим те самые «совковые» литературные фестивали, именуемые в те годы «совещаниями молодых писателей», семинары на которых вели Роберт Рождественский, Андрей Дементьев, Римма Казакова и другие легендарные поэты – шестидесятники…

И хотя проводились эти прародители нынешних литературных фестивалей под эгидой ЦК ВЛКСМ, и по здравому разумению должны были быть жестко идеологизированными, на самом деле на этих «совковых» мероприятиях преобладало живое творческое общение и они выполняли очень важную функцию – давали дорогу в жизнь талантливым молодым авторам из глубинки.

Мне довелось быть участницей двух всесоюзных (в 1984 и 1988 гг.) и нескольких украинских тогда еще республиканских совещаний. Последнее Всесоюзное в 1988 году рекомендовало меня в Союз Писателей СССР…

А дальше наступил час Икс, все рухнуло, совещания на какое-то время перестали проводиться.

Что же удивительного в том, что в последние годы возникли, как ответ творческих людей на засилье бездуховной уродливой жизни – некие «частные» литературные фестивали и конкурсы, организованные не каким-то добрым дядей из министерства культуры, а самими писателями?

Они возникли из ничего – один за другим, чем-то похожие и очень разные, придуманные Созидателями, склеивающими пространство – «Каштановый дом» Андрея Грязова в Киеве,

«Волошинский» фестиваль Андрея Коровина в Кокотебеле, «Славянские Традиции» Ирины Силецкой в Казантипе, «Киевские Лавры» Александра Кабанова в Киеве, «Золотое Перо Руси» Светланы Савицкой и Александра Бухарова в Москве, «Пристань менестрелей» Любови Матвеевой в Балаклаве, «Провинция у моря» Сергея Главацкого в Ильичевске, «Интереальность» Олега Федорова в Киеве и один из самых молодых – «Славянская Лира» Олега Зайцева и Александра Раткевича в Полоцке…

Пишу лишь о тех, которые мне хорошо известны и проводятся на близлежащих территориях, уверена, что их гораздо больше…

Литературные бюрократические ведомства и творческие союзы, спохватившись, тоже начали понемногу «фестивалить», но их мероприятия заметно теряются на фоне разнообразной и яркой писательской «самодеятельности».

Но и Разрушители не дремлют: увидев, как сростаются  разорванные по живому связи между творческими людьми разных стран, кто-то ехидно вставляет свои пять копеек: «Не из любви к ближнему, а корысти ради!»

Я не раз слышала эти обсосанные, как леденец, разговоры о «бизнесе на поэтах», о загадочных  миллионах, заработанных на литературных фестивалях…

Чем в наше время жить писателю? Торговать рукописями, которые «не горят» и гонорары за которые получают единицы, а остальные  собратья не имеют ни профессиональных пенсий, ни пособий, ни писательской поликлиники?

Мне кажется - все решает соотношение: выгода – созидание. Если стремление к выгоде перевешивает здоровую пропорцию условных 50%, можно говорить о литературном фестивальном бизнесе. Если же желание созидать, получать радость от общения с литературой и собратьями по перу составляет хотя бы половину (а чаще и все 70-80% составляющих) то мы имеем созидательную светлую деятельность организаторов того или иного фестиваля.

В чем я и убедилась, дважды побывав – в качестве гостя и члена жюри – на литературном форуме «Славянская Лира» в Беларуси.

Организаторы этого форума Олег Зайцев и Александр Раткевич (они же – Председатель и экс-руководитель белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь») на протяжении нескольких лет являлись моими коллегами по судейству на Международном фестивале литературы и культуры «Славянские Традиции». 

Замечательный фестиваль,  организованный Ириной Силецкой,  стал творческой стартовой площадкой для нескольких  новых молодых литературных фестивалей, которые организовали члены жюри «Славянских Традиций» у себя на родине…

Белорусам сделать свой фестиваль оказалось нелегко: в стране литературных фестивалей немного,  опыта нет, из известных – один «Славянский базар» в Витебске, да и тот музыкальный…

Руководство в Министерстве Культуры и других ведомствах настороженно присматривается к молодым и активным ребятам, отважившимся организовать такое новое дело. Не мешает, но и помощь оказать не спешит.

Знаю – каких усилий стоило Олегу и Александру убедить Полоцкие власти, чтобы поддержали новое начинание, выделили залы для проведения мероприятий – конференции, круглого стола, творческих состязаний…

А уж о том, как тяжело «выбить» в трудное время  транспорт для экскурсий, призы и сувениры для победителей, бесплатное проживание и питание для членов жюри и почетных гостей – даже говорить не стоит…

Могу открыть секрет: организаторы приглашали жюри и почетных гостей, не имея на руках никакого подтверждения от местных властей, что фестиваль состоится. Это был огромный риск, бессонные ночи, расстроенные нервы…

О каких выгодах может идти речь?

И все-таки фестиваль состоялся! Вопреки всем препятствиям, недоброжелателям и риску быть сорванным. И прошел весело и интересно, открыв много талантливых имен.

И вдруг, под занавес – статья в интернете, некое «Послесловие к литературному форуму», написанное участником фестиваля из Армении, которому мы все так радовались в Полоцке, поверив, что к нам прорвался, преодолев дорогущий в наше время авиабарьер, еще один Созидатель! Ибо трудно найти связующие ниточки, трудно дотянуться до протянутой издалека дружеской руки, чтобы вместе – по кусочку – склеивать наше общее культурно-информационное поле. 

«Послесловие к литературному Форуму» сразу сделало молодой Полоцкий фестиваль известным: количество прочитавших этот материал, думаю, исчислялось не десятками. Мы впервые столкнулись с редким случаем, когда участник подобного мероприятия публично отстаивал свои неправильно оцененные (с его точки зрения) на фестивале работы, упрекая в этом организаторов и жюри.

Прочитанное вызывало целую гамму чувств: удивление, недоумение, разочарование, желание понять и проанализировать какие-то наши недочеты…

И главное – задуматься над тенденциями проведения подобных фестивалей, понять их общие слабые места и достоинства…

 

                    Планка – поднятая для прыжка или возможности переступить?

Моя коллега по жюри «Славянской Лиры», замечательная крымская поэтесса и журналист Марина Матвеева (вот еще один мощный Созидатель!) написала интересную статью, некоторые тезисы из которой я поддерживаю «двумя руками», например: «существенный недостаток всех фестивалей: настоящая поэзия нередко чувствует себя на них некомфортно, а то и вообще «в загоне».

С этим трудно не согласится. (Кстати, сама М. Матвеева продемонстрировала на творческой перекличке членов жюри образец действительно высокой поэзии).

Посещая различные литературные фестивали, я тоже обратила внимание на интересную особенность – их победителями зачастую становятся люди, чье творчество как бы вызывает симпатию, но не является, строго говоря, образцом высокой поэзии или прозы.

Так и получается, что кочуют с фестиваля на фестиваль одни и те же писатели, не обладающие особыми достоинствами, а  по-настоящему талантливые авторы почему-то обходят эти мероприятия стороной.

Может быть, они хорошо знают, что их там не оценят в полной мере?

Хочется разобраться: почему на фестивалях зачастую побеждают авторы литературных «шлягеров» или попросту «попсы»?

Мне думается, что причина кроется в чисто психологическом аспекте.

Фестиваль – мероприятие, которое посещают с совершенно противоположными целями. Авторы едут, чтобы их оценили, наградили, заметили. Профессиональные, цеховые интересы превалируют над желанием развлечься и отдохнуть.

Члены Жюри зачастую едут на подобные мероприятия как раз отдохнуть, пообщаться с коллегами, «засветиться» на литературной тусовке. Желание «открыть» нового талантливого автора, серьезно и добросовестно принять участие в мастер-классах зачастую отходит на второй план. Это можно понять и трудно осудить – писатели очень занятые люди, загруженные работой, и им редко выпадает возможность отдохнуть от своего литературного труда.

При таком раскладе судья конкурса или член жюри оценивает работы приехавших на фестиваль авторов добродушно, щедро, ставя высокие оценки даже за посредственное произведение. Более того, он зачастую идет на поводу настроения, чувства, отдавая предпочтение не технически совершенным работам, а тем, которые получили у него эмоциональный отклик.

Думаю, в этом кроется разгадка того факта, что на «Славянской Лире»-2015 почему-то не получили достаточно высокой оценки произведения талантливого поэта из Калининграда, автора нашего сайта «Писатель в интернет-пространстве» Игоря Ерофеева; в том, что действительно высокая поэзия Алексея Гушана из Подмосковья была удостоена только третьего места в номинации «Поэзия» (хотя соперничать с Александром Морозовым из Дебальцево, занявшем 1 место в той же номинации, действительно, было трудно из-за его пронзительных и профессиональных стихов); в том, что технически сложный перевод Гургена Баренца из Армении уступил место доходчивому и «душевному» переводу Людмилы Крыжановской из Херсона…

Не скрою – мне тоже, как и Марине Матвеевой, хотелось праздника высокой поэзии, но «фестивальные» настроения судей влияли на их оценки…

Кстати, прочитав «Послесловие к литературному форуму», я порылась в своих оценочных листах в номинации «Перевод», и убедилась, что работа Людмилы Крыжановской получила у меня более высокий балл, чем перевод автора из Армении. Это был именно тот случай, когда простые проникновенные стихи оказывают более сильное впечатление, чем сложная, но холодная конструкция.

Тот факт, что автор из Херсона перевела стихи именно главного организатора форума совершенно  прошел мимо моего сознания, я не придала этому значения.

Те, кто любит смотреть фестиваль «Новая волна» из Юрмалы (который там уже, кстати, не проводится!) наверняка не раз слушали, как конкурсанты исполняют песни Президента фестиваля Игоря Крутого. Подобный нехитрый пиар- ход вызывает улыбку. Нечто подобное произошло и на «Славянской Лире».

Вопрос: что было делать организатору фестиваля? Снять с конкурса перевод своих стихов? Занизить оценку автору перевода? Отказаться присудить ему место, которое он занял при подсчете оценок судей?

Думаю, это вопрос этического характера и он касается только самого переводчика, его совести.

А если в целом оценивать представленные работы авторов, занявших и 1 и 2 места в этой номинации, мне думается, это именно тот случай, когда первое место лучше было вообще не присуждать, исходя из критериев мастерства.

Ведь зачастую именно самые талантливые конкурсанты не могут по той или иной причине приехать на фестиваль, например, из-за отсутствия средств. И награды получает «второй состав», как говорят в театре.

Но у Жюри (если оно совестливое) всегда возникает контрдовод: человек истратил на дорогу массу средств в наше нелегкое время. Справедливо ли лишать авторов радости победы?

 

                                                А судьи кто?!

Для тех конкурсантов, кто думает, что отдельные судьи литературных фестивалей могут кардинально влиять на то или иное решение Жюри: судьи литературных форумов не имеют никаких особых «рычагов», которые могут изменить общее решение судейского состава. 

Обычно в жюри входит около двадцати известных писателей, которые судят, как статуя Фемиды – с завязанными глазами, поскольку произведения конкурсантов высылают им без ФИО, под кодовыми номерами. Все оценки вносятся в компьютер и затем суммируются.

Особенно строго анонимность авторов соблюдалась именно на форуме «Славянская Лира» - сказались правила и критерии современного белорусского общества. 

Попросив организаторов прислать список конкурсантов уже после официального завершения конкурса, я столкнулась с неожиданной проблемой: моя невинная, на первый взгляд просьба, вызвала панику – суровая анонимность у белорусов ставилась во главу угла.

Хочу сделать общее отступление: судьям  хочется принимать более  осмысленное участие в формировании состава победителей, хотя бы на завершающем этапе.  И было бы неплохо получить еще до фестиваля по электронной почте список авторов и баллы, набранные ими в результате электронного подсчета голосов за подписью счетной комиссии и Оргкомитета. Это дало бы возможность каждому судье дополнительно изучить творчество каждого из финалистов и ехать на фестиваль с уже сформировавшимся мнением о месте того или иного конкурсанта на «пьедестале почета».

А на деле на всех фестивалях  набранные финалистами баллы оглашаются в последний момент, на завершающем заседании жюри. Эти результаты даже не раздают в распечатанном виде, чтобы судья мог составить какое-то мнение – их оглашает представитель Оргкомитета.

А судьи порой даже не успевают сообразить – вошли ли в финал те произведения, которым они ставили высокую оценку?

Подобная система судейства сложилась потому, что современные литературные фестивали – явление самодеятельное, контроля со стороны каких-либо структур нет, все держится на личном авторитете организаторов, имена которых хорошо известны в литературном мире.

Но вот и приехали: прецедент создан. Пора переходить от самодеятельности к официозу. Ведь всегда найдется недовольный, готовый оспаривать решение жюри до полного посинения….

Форум «Славянская Лира» собрал очень сильный судейский состав – в него вошли представители различных направлений: академические, работающие в поле литературной критики и литературоведения – профессора Вадим Салеев и Лола Звонарева,  литературовед и редактор Людмила Салтыкова, доктор филологических наук Александр Гугнин;  активно действующие журналисты и писатели -  Юрий Конопляников, Марина Матвеева, Александр Раткевич, Наталья Вареник;  драматурги – известный продюсер и драматург Андрей Курейчик; издатели – руководитель издательства «Литсвет» Олег Зайцев, руководитель издательства «Друкарский двор» Олег Федоров и другие…

Судейский состав органично дополняли не менее именитые почетные гости фестиваля: известный поэт – метасимволист Григорий Певцов, журналист, продюсер и поэт Ольга Сванберг,  популярный писатель, автор множества книг  Наталья Батракова…

Все эти серьезные люди хотели работать с авторами, проводить мастер-классы, отбирать для публикаций в своих изданиях талантливых финалистов.

Но сжатые сроки и обилие мероприятий не всегда давало возможность заниматься разбором произведений – мероприятия заканчивались за полночь, когда наваливалась непомерная усталость…

Программы всех без исключения фестивалей состоят из нескольких «блоков» - блок экскурсий (в нем участвуют, как правило, новички), блока состязаний по различным номинациям, блока презентаций и творческих вечеров (культурная программа) и блока мастер-классов. Деление условное, но для правильного понимания структуризации фестивалей необходимое.

Втиснуть все это в несколько дней фестиваля – чрезвычайно сложно. Публика устает и происходит  ответная реакция – перестает посещать те или иные мероприятия.

Поэтом было бы хорошо поразмышлять над структурой самого фестиваля.

Экскурсии, как сказано выше, обычно посещают «новенькие», хотя лично я с удовольствием каждый раз посещаю живописные берега Двины в Полоцке, старинные храмы, которыми богата Полоцкая земля, просто брожу по старинным улочкам древнего города.

Однако, подобное «знакомство» с местом проведения фестиваля вполне можно вынести за рамки его работы, оставив на последний день, как свободную программу. И каждый по желанию может задержаться, как делаю я и многие другие участники фестивалей,  или уехать. Можно оставить одну ознакомительную автобусную экскурсию в начале фестиваля, этого вполне достаточно.

Подобная экономия касается, естественно, только тех фестивалей, которые проводятся в сжатые сроки.

Еще одна возможность сэкономить время для мастер-классов: сделать состязания по номинациям необязательными для общего посещения. Например, состязание драматургов совершенно не обязательно посещать тем, кто участвует в номинации юмор и сатира. Именно в это время они могут проводить свои мастер-классы.

Это даст огромную экономию во времени. И проходить эти узкоспециализированные состязания могут не на большой фестивальной сцене, а в небольших аудиториях. Нужно только назначить счетную комиссию и закрепить за каждой номинацией нескольких членов жюри, иначе есть риск, что не явятся все.

Большую фестивальную сцену, на мой взгляд, можно оставить только для открытия фестиваля, проведения поэтри-слэма (турнира поэтов) и торжественного закрытия фестиваля с подведением итогов.

Остальное – по секциям, как это бывает на научных конференциях.

Презентации и литературные вечера должны быть свободно посещаемыми. Именно так возникнет здоровая конкуренция за зрителя и поднимется уровень этих презентаций.

Кстати говоря, на форуме «Славянская Лира» интересных презентаций было очень много: журнала «Берега» (Дмитрий Воронин, Калининград), альманаха «Славянская Лира» (Олег Зайцев и Александр Раткевич, Полоцк), альманаха «Иные берега» (Ольга Сванберг, Хельсинки), альманахов, издаваемых в Рязани и Смоленске…

Презентовались также новые книги Натальи Батраковой, Ольги Сванберг и Натальи Вареник.

Жаль, что творческие вечера членов жюри и почетных гостей фестиваля, в основном, состоялись в последний день программы и проходили в режиме свободного микрофона, в то время, как многие участники форума уже уехали или пришли на мероприятие с дорожными сумками…

Думается, что для таких интересных людей, которые нашли возможность приехать издалека на Форум, нужно было найти место в программе одного из первых дней, объединив их в один интересный искрометный творческий вечер, оно того стоило.

Главными удачами Форума, на мой взгляд, стали большие мероприятия, вынесенные за приделы его повседневной работы. 

Это Круглый Стол, который состоялся в Музее Книгопечатания, и затронувший такие острые проблемы, что страсти разгорелись нешуточные. Литературная конференция «Русский мир: литературный процесс а современном этапе» в Полоцком Государственном Университете. И полюбившийся всем праздник «Литературный салют Полоцку», где поэты читали стихи под открытым небом в историческом центре старинного города…

Уже второй форум подряд организаторы находят интересные «изюминки» для программы – в прошлом году это были вечера национальных литератур – белорусской, украинской и русской.

В этом году своеобразным украшением программы стал литературный вечер, посвященный 70-летию Победы. Удивительно, но среди участников форума оказалось очень много людей, пишущих стихи о той, далекой войне, хотя они родились уже после Победы. В эту тему органично вписались стихи, исполненные тревогой за сегодняшнюю ситуацию в мире, который раздирают военные конфликты…

Но самое главное – участниками Форум в этом году стали талантливые авторы из многих стран мира – Финляндии, Казахстана, России, Беларуси, Великобритании, Украины: Анжела Константинова, Елена Дороган-Сущова, Татьяна Прокопович, Алексей Гушан, Александр Ключников, Андрей и Марина Шуханковы, Александр Морозов, Любовь Сердечная, Галина Стеценко, Игорь Ерофеев, Александра Ковалевская, Ольга Харлмова, Алексей Бандорин и другие. 

Все они заявили о себе мощно и ярко.

«Славянская Лира» набирает силу и крепнет, это уже непреложный факт. 

Работа над структурой форума и рост творческой планки его участников – дело времени.

Главное, что белорусский форум поддерживает мощная команда Созидателей, которые день и ночь работают, не покладая рук, над тем, чтобы наше общее культурное пространство сросталось новыми талантами, чтобы побыстрее растворились рубцы непонимания и раскола между нами. Для этих людей есть вещи гораздо более весомые, чем победа на конкурсе одного отдельно взятого автора из Армении, Украины или Беларуси. Они работают для своих народов, для будущего.

И этих Созидателей гораздо больше, чем Разрушителей.