Владимир Саришвили. Нана Джорджадзе: "Случайное в жизни необходимо. Бывает и наоборот"...

Владимир Саришвили. Нана Джорджадзе: "Случайное в жизни необходимо. Бывает и наоборот"...

 

Эту хрупкую женщину с огненно-рыжей шевелюрой, сразу напомнившей мне знаменитый
"Портрет Кармен Годен" Анри де Тулуз-Лотрека, я впервые увидел в середине 90-х в одном из павильонов тбилисской киностудии во время съёмок фильма "1001 рецепт влюблённого кулинара" с Пьером Ришаром в главной роли.
Неповторимый "высокий блондин", великий французский актёр, согласился приехать в Тбилиси в то тёмное и голодное время после случайной беседы в Каннах с Наной Джорджадзе, предложившей ему поменять амплуа. Через переводчицу я, работавший тогда на одно из московских изданий, договорился с Пьером Ришаром, почти не дававшим интервью, на "десять минут во время перерыва". Ришар решил встретиться со мной после неточности переводчицы, благодаря которой я оказался не тбилисским, а "прибывшим из Москвы собкором". О том, как перед началом интервью Ришар сел на бочку с гвоздём, о том, как я ползал, собирая листки рассыпавшегося по закону подлости блокнота, как по тому же закону вдруг заупрямился диктофон, лучше не рассказывать - это надо было снимать. А наша встреча с Наной Джорджадзе, режиссёром этого и многих других отмеченных престижными международными наградами фильмов, состоялась спустя более десяти лет, и тоже случайно,- в одной из семей мне сообщили, что Нана Джорджадзе - в Тбилиси.

- Я помню, как вы вели съёмку, требуя от помощников "побольше снега". Я тогда ещё подивился про себя - откуда в такой изящной женщине столько воли в интонациях и властности в жестах...

- Сколько я себя помню, всегда была не из робкого десятка. Я ведь начинала с архитектуры, а эта профессия, если ты, конечно, не собираешься всю жизнь чертить лестницы в конструкторском бюро, требует лидерских качеств, умения принять решение и настоять на его выполнении. Я и по сей день не расстаюсь с архитектурой, оформляю интерьеры домов, витрины магазинов, даже виллы как в Грузии, так и за границей. Но даю своё согласие только при условии свободы творчества, иначе пропадает интерес.

- Но это скорее дизайн...

- Да, сейчас я берусь в основном за внутреннее убранство или внешний декор. А в юности наша творческая группа выпускников тбилисской Академии художеств проектировала крупные здания в Абхазии, среди которых известные многим Дом творчества в Пицунде и Дом отдыха газеты "Правда" в Лидзава. Сама я спроектировала шесть строений солидного масштаба. Увлекалась гобеленами, коврами, панно...
Формированию моего юношеского увлечения, не проходящего до сих пор, способствовал незабвенной памяти мастер Отар Джакели, всю жизнь проживший во Франции, служивший во Французском легионе, долгое время бывший заместителем главного архитектора Парижа, и говоривший на прекрасном, уже забытом рафинированном грузинском, но с таким неповторимым уморительным для нас французским прононсом. Впрочем, этого на бумаге не передать - это надо было слышать.
Его истории, всегда обильно приправленные тончайшим юмором, нашли такую благодарную почву в моей душе, потому что ему, как и мне, нужен был только толчок, чтобы расцветить сценку, превратить её в виртуозно разыгранный сюжет.
Он, подобно лермонтовскому Демону, в своих рассказах "опускался на дно морское и поднимался за облака", в этих устных историях в гармоничное целое сливались любовные интриги и описания торпедирования подводных лодок, забавные случаи из городской жизни и сакральные тайны искусства. Этот человек сочетал в себе фантазию барона Мюнхгаузена и вкус, не уступающий, по-моему, самому Ле Корбюзье.
Тем же самым занималась и я в детстве - меня все называли врушкой за сочинённые на основе какой-нибудь реальной детали истории.

- Что, наверное, и легло в основу вашего узнаваемого кинематографического языка и творческого мировоззрения в целом...

- Безусловно. Хотя уже с 1974 г. почти все сценарии моих фильмов пишет мой муж Ираклий Квирикадзе, который был и моим первым педагогом. Именно в класс Ираклия Квирикадзе и Тенгиза Абуладзе, автора нокаутировавшего советскую систему фильма "Покаяние", я и поступила после окончания архитектурного. Мы с Ираклием познакомились 1 октября, а уже 27-го поженились.

- Классический роман студентки и преподавателя. 26 дней, которые потрясли кинематографический мир...

- Кстати, одним из основателей нашей киношколы был автор знакового фильма "Отец солдата", отметивший недавно 80-летний кинорежиссёр Резо Чхеидзе. Инициаторам этой идеи пришлось преодолеть неописуемые трудности.

- А что вас привело в кинематограф?

- Та же детская любовь к волшебным превращениям. Рядом с нашим домом был кинотеатр, я смотрела там всё подряд. Как жаль, что вся эта атмосфера с живым роялем, охочим до "лишнего билетика" зрителем ушла в прошлое.

- А самое яркое кинематографическое впечатление детства?

- Вы не поверите - "Земляничная поляна» Бергмана. Я ничего не поняла, но была потрясена, заворожена мистическим миром шведского гения. Быть может, я бы сразу пошла в кинематограф, но идею открытия киношколы в Тбилиси удалось с большим трудом пробить лишь в начале 70-х.

- Баба Яга была против?

- Да, Баба Яга в лице тогдашней кремлёвской идеологии с её тупым железобетонным " зачем нам кино где-то там ещё, если есть ВГИК в Москве". Эта идеология тоталитаризма, к сожалению, не утратила своих позиций в нынешней России. А имперские амбиции в отношении Грузии и грузин приобрели просто уродливые масштабы. Самое печальное, что в России нет понимания того, что действуя подобным образом они сами себя заковывают в кандалы, становятся заложниками собственных амбиций, нет осознания того, что уважение к соседям делает тебя возвышеннее и благороднее.

- Японцы в таких случаях говорят "потерял лицо"...

- История свидетельствует, что Россия всегда была непредсказуемой, и, к сожалению, негативно непредсказуемой страной. При этом Россия дала миру гениальную поэзию, образцы искусства высочайшей пробы. Возникшую ситуацию я воспринимаю болезненно вдвойне, потому что в России у меня много друзей, и очень близких друзей.

- А вся эта "охота на ведьм", то есть грузин, коснулась как-то вашей семьи?
- У Ираклия американское гражданство - этим всё сказано. А мне.. Да, у меня возникли проблемы со съёмками фильма о Лермонтове. Мне просто не дали его закончить, потому что закончилась виза. А ведь это были заказы правительства Москвы...

- Даже на таком уровне...

- Да, представьте себе. Я очень люблю работать со звуком, люблю процесс монтажа, но всего этого меня лишили, дали только закончить съёмочный процесс. А ведь Лермонтов уже с ранней юности был и остаётся моим кумиром. Меня оторвали от любимого детища. Ираклий закончит работу, я полностью доверяю его вкусу и профессионализму, но хотелось бы самой...
Между прочим, вся эта вакханалия с гонениями на грузин породила ещё один перл юмора.
Ираклию позвонил знакомый еврей и сказал: "Друг, сматывай удочки, и какое счастье, что начали с вас, у нас появилось время собраться".
Разве можно резать по живому из-за каких-то конъюнктурных политических интересов? Теперь мне не остаётся ничего иного как с ностальгией вспоминать моих студентов - в середине 90-х я преподавала во ВГИКЕ и сохранила искреннюю дружбу с замечательными, уже состоявшимися творческими личностями, востребованными режиссёрами и сценаристами - Женей Митрофановым, норвежцем "московского розлива" Теодором Торстенсеном, такого же "розлива" латышом Сергеем Горшановым. Больно об этом говорить, но есть надежда, что ситуация войдёт в нормальное русло. Хотя потребуется время, чтобы раны зарубцевались.

- Предлагаю сменить пластинку на гораздо более приятную для слуха. Как произошло ваше знакомство с Пьером Ришаром?

- Случайно, хотя я убеждена, что всё в жизни, включая и случайности, закономерно и необходимо. На очередном кинофестивале в Каннах мы с Пьером оказались во время ужина за одним столиком. Я увидела перед собой человека, совершенно не соответствующего большинству из созданных им кинематографических образов - глубокого, несуетливого, серьёзно и успешно увлекающегося философией, знатока культуры и искусства. И я спросила: "Пьер, извините за нетактичный вопрос, вы не хотите сменить амплуа?" Он ответил: "Хочу, а что ты можешь предложить?" Я рассказала ему одну из историй, которые всегда есть в запасе у Ираклия и которые всегда основаны на реальных фактах. Это история кулинара-энтузиаста, колесящего по всему миру в поисках новых рецептов. Он попадает в дореволюционную Грузию, где находит свою любовь, но большевистский переворот отнимает у него всё - любимую женщину, работу и саму жизнь. Ришару идея понравилась, и я тут же позвонила Ираклию: "Высылай синопсис" (краткий вариант сценария). Так началось наше сотрудничество, одно из самых памятных в моей творческой биографии. Пьер Ришар оказался совершенно невосприимчивым к вирусу "звёздной болезни", он сразу же подружился со съёмочной группой и стал "своим" в коллективе.
Незабываемым был день рождения Ришара, как он впоследствии признавался, самый яркий в его жизни. Съёмки и застолья шли в этот день беспрерывной чехардой с утра до ночи.

- Насколько я помню, он по жизни, а не только по роли, влюбился в грузинскую кухню, и ответ на мой вопрос по этой теме не нуждался в услугах переводчика: "О, купати, купати!" - имелись в виду купаты.

- И не только в кухню, но и в застолье, в танцы, в многоголосье, учил грузинские слова. Как-то во время перерыва актёры вышли покурить, и два наших мэтра - Кахи Кавсадзе, всем знакомый по роли Абдуллы в " Белом солнце пустыни", и Рамаз Чхиквадзе вдруг запели. Божественно запели, все так и замерли... А появившийся откуда-то Ришар деловито подходит ко мне и торопит продолжать съёмку. Я ему отвечаю: "Тише, послушай, как они поют". Пьер прислушался и тоже замер. А потом подошёл на цыпочках к ним и подхватил мелодию. В интервью французскому телевидению, рассказывая об этом эпизоде, он заверял, что никогда не представлял себе, как режиссёр может задержать съёмку, потому что актёры решили попеть в своё удовольствие. И ещё он говорил, что прекрасно помнит, как в Грузии мы пели, пировали, но как снимался фильм - не помнит.
- Ваше творческое сотрудничество имело продолжение...

- А как же. Когда он узнал, что в конце 90-х я приступила к съёмкам фильма "27 потерянных поцелуев", он тут же позвонил: "Нана, ты снимаешь... Без меня?" Я не растерялась: "Как же без тебя, Пьер. Приезжай, будешь играть капитана".
Выпалила наобум и опять бросилась звонить Ираклию: "Срочно пиши роль капитана".
И эта спонтанно родившаяся идея развилась в главную и одну из самых удачных фабульных линий фильма.

- Нана, вы объездили весь мир. Можно не сомневаться, что страны-колыбели европейской цивилизации вам, воспитанной на их ценностях, и близки по духу, и "любезны оку". А в какой из стран вы чувствовали себя наиболее комфортно и спокойно?

- Мне дважды довелось побывать в Канаде - в 1986 с фильмом "Робинзонада или мой английский дедушка" и в 1996 - с "Влюблённым кулинаром". В Канаде есть круглосуточный фильмовой канал, где беспрерывно крутили мои "27 поцелуев". Большая честь. Побывала во всех крупных городах. Как архитектора меня восхитили построенные одним модулем великолепные сферические конструкции Олимпийской деревни Фуллера в Монреале. И сам город, ландшафтом очень напоминающий Тбилиси, необыкновенно гармоничен, вселяет в душу спокойствие. Впрочем, как и вся Канада, где чувствуешь себя в абсолютной безопасности, умиротворённым и счастливым.
Канада - многоликая страна, но это - одна страна. А в США, например, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго - разные страны, конечно, не в политическом, а в ментальном понимании.
Мои дистрибьюторы как-то привезли меня в "Централ парк отель" Нью-Йорка в час ночи. А я обожаю бродить ночью по незнакомым городам. Недолго думая, вышла на прогулку. Вернулась к пяти утра, а меня встречают со слезами как чудом прошедшую невредимой по минному полю. Обнимали, причитали: "Да куда тебя понесло, это же самые опасные в мире ночные улицы, и как тебя не зарезали, и как тебя не ограбили"...

- Давайте оставим все грустные воспоминания в старом году. Что бы вы пожелали нашим читателям в новом, 2007?

- Тут меньше всего надо быть оригинальной. Конечно же, здоровья и счастья каждой семье, и пусть каждому сопутствует удача в его добрых начинаниях.

Беседу вёл Владимир Саришвили

НАША СПРАВКА:

Джорджадзе Нана Гивиевна, в 1973 г. закончила архитектурный факультет тбилисской Академии художеств
С 1974 по 1998 гг. продолжала образование в области кинематографа в Тбилиси, Москве, Берлине, Лос-Анджелесе
С 1987 г. - член жюри крупных кинофестивалей в Испании, Франции, Италии, Израиле, Германии, Чехии, Индии, России
Член Европейской киноакадемии
Автор книги "Три ангела моего детства"
Фильмы:
"Робинзонада или мой английский дедушка" - призы Каннского фестиваля во Франции; в Японии, в России, 1986
"Поэт Робакидзе", Международный фестиваль женских фильмов, Флоренция, 1990
"1001 рецепт влюблённого кулинара" - номинировался на "Оскар", призы в Латвии, Чехии, Украине, 1996
"27 потерянных поцелуев", Брюссель, 2000, приз "Роджер" американо-европейского кинофестиваля за лучший европейский фильм, вручался во Франции, 2000, и др.