Наталья Вареник. «Кризис? Ну что ж поделать!» - говорят греки…

Наталья Вареник. «Кризис? Ну что ж поделать!» - говорят греки…

  

 

 Сегодня греческие предприниматели переживают не лучшие времена: тысячи частных предприятий по всей стране закрываются или переходят на режим особого положения по борьбе с экономическим кризисом. От высоких налогов, по мнению аналитиков, страдает каждый пятый представитель малого бизнеса Греции, а за финансовые транши от Евросоюза греки заплатили резким снижением уровня жизни населения. Сокращение социальных выплат, снижение заработной платы в государственном секторе и повышение пенсионного возраста вызвали снижение покупательской способности населения. Греки начали экономить, что сразу же ударило по греческому малому бизнесу.

Следствие кризиса – безработица - так же болезненно отразилась на «малой экономике» страны: согласно официальным сведениям государственной статистической службы Греции в марте 2013 г. безработица среди работоспособного населения Греции достигла 26,8% что равно 1309071 чел. (февраль 2013 г. - 26,7%, март 2012 г. -22,2%).

Также, по состоянию на март 2013 г. занятых людей в Греции насчитывается 3580680 человек, что на 245949 человек меньше, чем в марте 2012 г. и на 6697 человек меньше, чем в феврале 2013г.

Мировой экономический кризис сократил поток иностранных туристов в Грецию, ударив по всем видам предпринимательства, связанным с туризмом. Снизились и экспортно-импортные операции продукции…

Но не все так плохо в Греции, как это выглядит с первого взгляда.

 

- Многие международные рейтинговые агентства, которые занимаются этим вопросом, утверждают, что пик кризиса в Греции уже пройден – комментирует Генеральный Консул Республики Греция в Мариуполе Димитрис ПапандреуДля нашего малого и среднего бизнеса кризис стал серьезным опытом, предприниматели смогли осмыслить свою деятельность, научиться на собственных ошибках и учитывать этот опыт в дальнейшем. Некоторые предприятия закрылись, другие продолжают работать, но у них есть немалые долги. Всюду проявляется такая тенденция: закрылись те предприятия, фирмы или магазины, которые имели и до кризиса серьезные проблемы. Но на следующий день на их месте появляются новые.

Кроме непопулярных программ жесткой экономии, существует множество государственных программ по улучшению бизнес-климата и борьбе с безработицей. Они существовали и раньше, а сейчас особенно актуальны. Эти программы в каждой сфере бизнеса появились в результате сотрудничества государства с частными предпринимателями, и к ним привлекаются внутренние и иностранные инвестиции.

Сегодня наблюдается положительная динамика, например, Премьер-Министр Греции посетил Китай, и мы ожидаем кардинальных изменений за счет серьезных инвестиций из этой страны.

Вектор наших экономических связеq изменился: сегодня по инвестированию своих предприятий в Грецию лидируют Китай, США, страны ЕС и Япония.

Китай начал активно входить на греческий рынок  посредством государственного органа COSCO по развитию торговых грузоперевозок. В порту Пирей есть представительство этой компании, где грузы из Китая  распределяются на всю Европу. Сейчас ведутся переговоры об открытии такого пункта в порту Тимбаки на Крите.

У нас есть важное преимущество – морские порты. Греческий торговый флот занимает первое место в мире, а большинство судов торгового флота принадлежат греческим судовладельцам. Это суда-контейнеры для нефти и газа, которые охотно арендуют Япония, Китай и Южная Корея…

 

Согласно греческой статистике, наиболее остро безработица ощущается в областях Эпира – Западной Македонии (29,9% в марте 2013 и 24,1% в марте прошлого года), Македонии – Фракии (28% и 23,9%) и в Аттике (27,9% и 23,1%).

Местные представители бизнеса - владельцы отелей, производители винной продукции, хозяева ресторанов и таверн в содружестве с муниципалитетами и Греческой Государственной Туристической Организацией организуют туры для представителей бизнеса из разных стран, в том числе и Украины, с целью привлечения интереса к наиболее пострадавшим в результате кризиса областям Греции. 

               Семейный бизнес и знание языков – гарантия выживания

В греческой «глубинке» внешние проявления кризиса не так бросаются в глаза, как Салониках, Афинах и других крупных городах, где количество закрытых магазинов сразу обращает на себя внимание.

В Западной Македонии, которую называют «греческой Швейцарией», с ее умеренным климатом и ориентацией на внутреннего, греческого потребителя, большинство предприятий, магазинов, и отелей продолжают работать.

- Западная Македония – это центр энергетики всей Греции, а также европейский центр торговли мехами – рассказывает заместитель Руководителя перифирии Западная Македония Филос Талидисона также известна, как центр производства известного греческого мрамора, знаменитого шафрана Козани и других сельскохозяйственных продуктов. К сожалению, в нашей перифирии высокий процент безработицы, с которым мы боремся, чтобы частное предпринимательство и предприятия могли развиваться. Надеемся положить начало многолетнему плодотворному сотрудничеству с Украиной…

 

Председатель Объединения Предпринимателей Западной Македонии Константинос Кириакидис увлеченно рассказывает о районе Козани с населением более 70 000 человек,  который на юге граничит с прекрасными искусственными озерами, а  на севере – с крупным производством энергии. Частное предпринимательство в этом регионе весьма развито.

В условиях экономического кризиса представители греческого малого и среднего бизнеса стараются искать новые пути выживания.

В небольших отелях, которых здесь множество, хозяева  начали приторговывать сельскохозяйственной продукцией своего региона. Это особого сорта бобы и фасоль, греческое варенье и джем, приготовленные вручную по старинным местным рецептам женами рабочих компании Velvento.

Баночки этого и других необыкновенно вкусных продуктов стоят около 5 евро - недешево, хотя и доступно, и разлетаются, как горячие пирожки…

Почти все отели оказывают спа-услуги, а самые крупные в условиях кризиса начали оказывать транспортные и экскурсионные услуги, отказавшись от посредников.

Сегодня в Греции модно привлекать персонал из числа лиц, выехавших из бывшего СССР –надежды Греции в плане роста экономики связаны со славянскими странами, имеющими общую с их страной культуру и религию.

- Мы с сыном приехали в Грецию много лет назад – рассказывает Управляющая отеля «PreSpa» Иринажили в Салониках, где я, как и многие украинцы и россияне, отлично зарабатывала уроками языка. Хозяин отеля пригласил меня в качестве управляющей, поскольку мы надеемся, что нас станут посещать мои соотечественники. Мы охотно включились в акцию по приему предпринимателей  из Украины и очень надеемся, что это поможет экономике Греции…

Сегодня отели Западной Македонии наполнены в среднем на 50%, понятно, что их хозяева несут ощутимые убытки.

Чтобы сэкономить на зарплате персоналу, греческие предприниматели начали активно привлекать к работе родственников – семейный бизнес более живучий.   
Хозяйка уютного четырехзвездочного отеля «Pindos Palace Hotel» Мария привлекла к работе на лето юную дочь – студентку факультета психологии местного университета. Девушка неплохо владеет немецким языком, поэтому мы смогли  общаться.

 

Вообще язык в Западной Македонии – большая проблема. Поскольку перифирия сориентирована на местное потребление услуг, большинство предпринимателей не владеет иным языком, кроме греческого. Чтобы выйти на международный рынок, местному бизнесу необходимо полностью реформировать свою рекламу и обслуживание с учетом иностранных языков.

Мэнеджер одного из самых привлекательных отелей региона «Ioannou Resort»  Василис Иоанну, отец четверых детей, устроил своего старшего сына шеф-поваром отеля. Стряпня молодого человека оказалась очень вкусной, а доходы – пошли в семью…

Заинтересованы в персонале из числа наших соотечественников и  производители меховых изделий в крупном торговом центре «Edika» г. Касторья. Большинство местных продавцов рассказали, что 95% продукции в их центре раскупают гости из России и Украины.

- Покупать шубы в результате кризиса стали меньше – рассказывает продавец одного из отделов торгового центра Афродита Папагеоргиаду – сейчас, в летнее время спрос упал больше чем наполовину по сравнению с прежними годами. Именно поэтому хозяева идут на большие скидки, не удивляйтесь, если Вас спросят: сколько можете дать за шубу?

 Мы стараемся идти в ногу с модой, сейчас в Греции последний «писк» сезона – шубы из рыси и американской лисы с колючим торчащим мехом. Эти шубы стоят дорого, и особых скидок на них не будет -  от 4 до 7 тысяч евро.

Жители Касторьи занимаются изготовлением меховых изделий с 15 века, сохранив секреты скорняжного мастерства до наших дней. Наивысший расцвет гильдия касторьинцев-меховщиков  получила в 16-17 веках в Константинополе, а в 19 веке их деятельность развернулась уже в Европе и Америке.

Ныне в Касторье каждый год, весной, организуются выставки и показы шуб, которые представляют собой самое важное торговое событие года, привлекая интерес специалистов и покупателей со всего мира.

(Шубу для фото любезно предоставил торговый центр г. Касторья)