Наталья Вареник. О литературном паразитизме (заметки писателя)

  • Печать

   

                   О литературном паразитизме

 

Мы живем в непростое время, сталкиваясь на каждом шагу с новым явлением нашей жизни – паразитизмом, который пронизывает современное общество. Это всевозможное посредничество, нажива на чем угодно, использование чужого труда в своих корыстных целях, неуемное желание прихватить все, что плохо лежит…

К сожалению, эта негативная тенденция уже не первый день существует и в литературе.

В этой достаточно специфической и узкой среде ярким цветом расцветают побеги литературного паразитизма, явления гадкого и отталкивающего, от которого никуда уже не деться…

Как и в любой другой сфере жизни, в литературе есть талантливые и активные люди, которые воплощают в жизнь новые интересные проекты - конкурсы, фестивали, альманахи, и т.д.

Все они в свое время проделали титанический труд, создавая яркие и популярные проекты, которые и сегодня привлекают много пишущей братии в свои ряды.

Я глубоко уважаю этих людей, с радостью участвую в их проектах и самое главное – каждый из них – самодостаточный, харизматичный, талантливый человек, за которым стоит коллектив единомышленников.

Но в последние годы в литературной среде встречается все больше неких «коммивояжеров», путешествующих по различным фестивалям и конкурсам с одной-единственной целью – скопировать все самое лучшее и оригинальное в данном проекте, чтобы потом без стыда и совести сделать то же самое. Ведь создать что-то свое, новое, оригинальное у этих литературных паразитов не хватает ни фантазии, ни таланта.

Вероятно, все вы часто видите, как рядом с успешной аптекой или кафе, куда валом валит народ, вырастают как грибы, новые аптеки и кафе – паразиты?

В литературе происходят то же самое!

Выдавая себя за обычного участника фестиваля, продвигая попутно свои произведения и получая дипломы и награды, эти «копировальщики», копируют без зазрения совести хорошие проекты и уводят из них талантливых авторов, чтобы открыть на своем «пугвичном» уровне то же самое, а если есть деньги и размах – то и на серьезном уровне.

А с недавнего времени в литературной среде появился и новый тип литературных паразитов, крадущих не для себя, а по заказу. Эти разъезжают по городам и весям за счет какого-нибудь безнадежного захудалого издательства и собирают «жатву» с других фестивалей, организовывая без зазрения совести в качестве инструмента запудривания мозгов группы в социальных сетях, издавая альманахи и коллективные сборники.

И названия им дают такие светленькие и оптимистичные  - Солнечный город, Веселая страна, Прекрасное будущее….

Удивительно то, что даже титулованные солидные авторы, у которых за плечами много изданных книг и достойных наград, покупаются на эту дешевую заманиху и несут свои произведения литературным паразитам для издания в каком-нибудь захудалом цурипопинском издательстве, которое само не в состоянии найти себе авторов.

Кое-кто из таких горе-издателей не гнушается и самолично приехать на чужой фестиваль, занимая лучшие места в первом ряду, раздавая интервью, организовывая фотосессию и популяризируют на чужом фестивале не итоговый альманах самого фестиваля, а свой собственный альманах с похожим названием. Вот так, подчас легко и ловко, а подчас грубо и по пиратски, действуют сегодня люди «новой формации» от литературы.

Самое печальное в этой ситуации, то, что  ни о какой духовности, ни о каких литературных ценностях тут и речи нет!

Бизнес чистой воды, причем бизнес дикий, на уровне крутых 1990-х…

В минувшем, 2019 году к нам на фестиваль тоже приехали пару таких «коммивояжеров», которых мы поначалу не распознали и приняли за творческих людей, встречали от всей души и награждали нашими наградами.

Они же в ответ скопировали наше лучшее, а худшее взяли на заметку, чтобы потом промывать мозги нашим авторам: мол, они делают плохо, а мы гораздо круче!

Вскоре мы с изумлением обнаружили, что  часть наших авторов, которые пришли к нам из разных стран, с которыми мы давно сотрудничаем и которыми дорожим – оказались волшебным образом на страницах новоскроенных альманахов, естественно за счет авторов!

Объяснять, думаю, бессмысленно. Эти литературные паразиты и сегодня продолжают рассылать свои приглашения нашим членам Жюри, авторам, победителям разных лет.

Их уже нет в наших социальных сетях. Это случай, как в садоводстве, когда вместе с паразитами приходится отсечь ветку дерева. Больно, но другого выхода нет, потому что все наши воззвания к совести и чести этих людей – бесполезны.

Наш проект зачастую издает книги бесплатно - например, мы делаем 3Д альманахи для наших зарубежных коллег за свой счет. На наших плечах лежит призовой фонд конкурса, его организация. Поэтому, забирая что-то у нас, литературные паразиты блокируют замечательный проект, которому тяжело выжить в нелегкое время.

Одна из этих литературных посредников «новой формации» из Приднестровья даже не понимает, что плевать в душу людям, которые делали для нее много доброго – некрасиво.  Она с искренним возмущением пишет:

«Издательство, для которого я собираю авторов в их альманах, платит мне деньги. Если бы вы наняли меня, я бы делала это для вас!»

То есть ездила бы по другим фестивалям и вербовала для нас авторов за деньги?! И продавала как тушки селедки в банке? Мы еще и оказались плохими, не желая нанять и платить за литературное пиратство?

Извините, но мы себе этого позволить не можем, не потому что денег жалко, а по морально-этическим соображениям.

Полбеды, если бы делала она это для наших приднестровских коллег, пусть бы уж круг нашего сотрудничества расширялся, а ведь нашла издательство рядышком от нас, в Киеве, там, где согласились приплатить за то, что плохо лежит!

Эти новые тенденции в литературном мире вызывают отвращение. Интересным авторским проектам тяжело выжить в агрессивной литературной среде, кишащей пираньями разных размеров.

Где же творческий дух прошлых лет? Где творческое общение талантливых людей? Куда все это кануло? Вспоминаю годы своей учебы в Литинституте – мы тогда и не слышали о таком. Хорошие были, светлые времена. Сейчас – тьма опустилась на Ершалаим….