Статья о творчестве Натальи Советной

Статья о творчестве Натальи Советной

«УВИДЕТЬ ВЕТЕР», или ПОЭЗИЯ ТИШИНЫ.
Имя в русской поэзии Беларуси: Наталья Советная


Наталья Советная. Увидеть ветер. Книга поэзии. – Минск, издательство «Четыре четверти», 2014 год.


У каждой книги поэзии есть своя поэтическая душа.
Увидеть душу, как и увидеть ветер, невозможно: можно почувствовать, ощутить ее полет. Душа, настроенная на негромкие откровения, не спешит бойко продемонстрировать себя, – она сказывается, проговаривается, невольно выражает себя: таков язык застенчивой души. А ведь, как правило, застенчивым душам есть что сказать. При этом поэтическая душа нематериальна, конечно, но она реальна.
Вот этот эффект «отсутствия-присутствия» хочется назвать духом поэзии. Для поэта воплотить дух поэзии, с одной стороны, вызов, а с другой – тест на наличие таланта. Можно принять вызов – было бы чем принимать.
Наталья Викторовна Советная, на мой взгляд, как поэт раскрылась в самом трудном: ей удалось озвучить поэзию тишины. Слушать тишину отправляются туда, где бушуют стихии, – в природу. Это очень по-русски.

Ухватившись за луч уходящего лета,
К небу тянется чины последыш-росток,
И в его хрупком теле невидимо где-то
Зреет смысл бытия и начала – итог…

Услышали тишину? Она живет «невидимо где-то».
В русской поэзии ряд «тишина – природа – смысл» естественным образом замыкается на символический образ «мыслящего тростника». Неподражаемая тютчевская интонация, давшая миру глубокий поворот темы, стала, при всей своей эфемерности, нематериальности великой традицией. И всякому значительному поэту мимо нее пройти невозможно, ибо это тоже род вызова: традицию можно усвоить, присвоить, следовательно, отчасти преодолеть, чтобы не стать эпигоном; но сделать вид, что ее не существует, – это ложь и фальшь, убивающие сам дух поэзии.

Дорога. Поле. Лес чернеет хвойный.
Болота зыбь отпугивает взгляд.
А за ручьем сияет многоствольный
И льется мне навстречу светопад:

Как струи молока, тела березок –
Воздушность, легкость, белизны восторг!
И мало, мало слов мне бойкой прозы,
И неуместен здесь «возможный торг».

Я рифму поищу стволам лучистым,
Остановлю дорогу-круговерть:
Замри же на крутых путях петлистых:
Без красоты душа не может петь!

Можно по издавна заведенной литературной привычке назвать это поэтизацией природы, но, строго говоря, это не точно. Поэтизируется не природа как таковая; объектом поэзии становится трудноуловимый процесс рождения того состояния, которое быстро перерастает в возвышенное умонастроение.
Вот это состояние – «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Замри, красота! – и является истоком поэзии тишины, которая настроена на поиск особого мироощущения, светлого, устремленного ввысь, молитвенного даже, ибо в тишине Наталья Советная явственно различает присутствие «величия».

Какая нынче тишина!
Как замер лес, почти не дышит:
В его ветвях поет весна,
Щебечет нежно в кронах пышных!

И даже в трелях – ти-ши-на…
Последний снег к земле прижался
И тает, слушая…
Весна –
Само величие, державность!
И тишина. И тишина…

Стихотворение «Тишина» хочется назвать это гимном тишине. В нашем контексте – гимном поэзии. Поэзия – это тишина: если угодно, таким может быть еще одно определение поэзии. Музыканты хорошо понимают смысл парадоксального выражения «музыкальность проявляется в умении держать паузу». Вся музыка – в тишине, в отсутствии звуков, ибо тишина подчеркивает звуковые краски, а не смазывает их.
Кстати, о звуках в поэзии. Наталье Советной хорошо известны поэтические «тайны ремесла», «стихов российских механизм» не составляет для нее секрета. Сакральный подход к тишине требует поэтических навыков, изысканной звукописи, например; вообще без известного уровня мастерства этот русский поворот темы не поднять. И мастерства Наталье Советной не занимать. Она приближается к уровню, о котором можно сказать: крепкий мастер. Номинация в русской поэзии весьма почетная.
Самые сильные стихотворения книги поэзии так или иначе связаны с природой и тишиной, которые рождают смиренные, а порой и торжественные настроения. Кроме уже перечисленных стихотворений, укажем на следующие: «Стихии», «Земля», «Туман», «Утро», «Вчера еще лежали снеги» и др.
Что ж, Наталье Советной удалось «увидеть ветер» и, главное, поделиться своим поэтическим открытием с читателем: передать ему непередаваемое, донести – неуловимое.
Книга поэзии состоялась.


Андреев А.Н., доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Беларуси и Союза писателей России