Чудо в Николин день

  • Печать

 


                                                              ЧУДО В НИКОЛИН ДЕНЬ

Посвящается М.Л. Чавчавадзе

       
                                                                ОТ АВТОРА
Сюжет этой небольшой поэмы в общих чертах был поведан мне в декабре 1969 года княгиней Марией Львовной Чавчавадзе (урожденной Казем-Бек; 1910-1988), свидетельницей описываемого чуда, которое она живо запомнила, как одно из наиболее ярких впечатлений детства.
Спустя много лет я нашел подтверждение рассказа незабвенной Марии Львовны в письме Святейшего Патриарха Тихона к адмиралу А. В. Колчаку.
Личный адъютант адмирала ротмистр В.В. Князевичный в книге "Жизнь за всех и смерть за всех" (Джорданвилль, США, 1971, с.20-23) приводит это полуапокрифическое письмо, которое некий священник передал в январе 1919 г. адмиралу.
Текст письма был воспроизведен в сборнике «Окрест Колчака: документы и материалы»; сост. д-р ист. наук А.В. Квакин. М., 2007, с. 127-128; цитирую далее по этому изданию:
«Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением "Спаси Господи люди Твоя" всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: "Спаси Господи!". Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест. В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешена большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: "Смерть вере – опиуму народа". На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь "Спаси Господи!" – флаг спал с Образа Чудотворца. Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые, и место было очищено. На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич – Благословение – на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».
По другим свидетельствам чудесное знамение с иконой святителя Николая Чудотворца было явлено 1 мая 1918 г. Не входя в прения относительно точной даты этого события, отметим, что оно описывается примерно одинаково различными очевидцами (например, митрополитом Сан-Францисским Иоанном Шаховским) как достоверный факт. Он получил подтверждение недавно. Икона святителя Николая Чудотворца на Никольской башне была замурована и считалась утраченной. Но её чудесным образом обрели под слоем штукатурки и вновь открыли 4 ноября 2010 г.
*** *** ***


Красная площадь, 6/19 декабря 1918 г.

издревле
на все времена

Никольской наречена -

как перст,
указующий высь,

возносится башня –
молись!
венчает врата её образ

святителя Николая,

и славу,
и мир,
и кротость,

и милость,
и власть являя…

и ныне в Николин день

гремит с колоколен звон:

как будто кремнём
о кремень! –

чтоб высечь
молитвы огонь!..
и днесь богомольцы
предстали

с хоругвями и крестами:
на русской земле таков

обряд испокон веков!
***
«Величаем тя, святителю отче Николае,
и чтем святую память твою:
ты бо молиши о нас Христа Бога нашего»


ещё с Кремля не сброшены
двуглавые орлы,
но красные полотнища
как пламена’ из мглы! -

древки знамён
огнём смоля

у стен пленённого Кремля!..

и зверь из бездны -
не медведь -

грозит лихими казнями,

чтоб русским с голода говеть

и разговляться сказками!..
или лежать,
лежать костьми

на кладбищах скудельных,

где не кресты -
одни костры

от пепелищ расстрельных…

о Боже, упокой ночлег

и души обессмерти!

лишь Церковь -
Твой святой ковчег -

в потоп спасёт
от смерти!
***
нимбы с крестами
сверкали веками -

дух Православия
необорим!..

первопрестольная,
белокаменная,

золотоглавая! -
третий Рим!!!
что же творится
отныне с Москвой

после грозы
революции дикой

и под другой
небывалой грозой –

междоусобной бранью
великой?!

если и в Церкви
ропот, раскол

если у стенки
ра’спятый стон…

если священство
в темницах
томится?
или карает нас
Божья десница?
значит безбожна,
духом мертва,

новопреставленная Москва?!
***

Красная площадь, 7/20 декабря 1918 г.

туман,
заревая рань,

сквозь сон -
колокольный звон!..

как заговор,
что раскрыт,

призывом к скорбящим:
в скит!
в задумчивости крестясь,
встают в этот ранний час…

трезвон то каков!
ей-ей -

сорок сороко’в
церквей!
***
но спит кремлёвская стена -

стена стенания и страха…
ведь в прах обычаи! –
страна

как окровавленная плаха…
не зрелище –
позорище,

хоть негодуй,
хоть плачь:

на башне-то полощется

антихристов кумач!
кромешное затмение! -

им образ затенён!

затем ли, затем ли

так звал на площадь звон?!
поругана святыня

прислужниками зла…

хоть со времён Батыя

нетронутой была!
и ропот возмущения -

как камешки в толпу…

кому благодарение,

проклятие кому?
и как себя утешить

в пленении у зла?

но Патриарх святейший

спокойно подал знак

благословил народ,

как бог седобород…
***
когда народ
на крест горазд,

он не сойдёт с пути тернистого!

Господь
нам чудо преподаст

в честь чудотворца
Мирликийского!..
***
на поникшую паству
мёртвый снег осыпа’лся,
извиваясь, как гипс,
в лепке сумрачных лиц…
и молебное пение
раздалось, всё победнее! -

оттого, что смиреннее…
***

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому,
тропарь, глас 4-й:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему,
яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая,
отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим».
«Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем, явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших».

***
вдруг –
какая небыль -

сноп лучистый с неба –
вдоль и поперёк
лезвием луча

яростно рассёк
чрево кумача!
молниеподобен,
будто меч Господень!
свыше уготован,
флаг рассёк багровый!

обе створки флага -
тряпка и бумага -

уцелеть не силясь,
быстро задымились…
и развеял ветер
красный флаг как пепел!
на Никольской снова
явлена икона!

воссиял святитель -
Господа воитель!
и толпа
у столпа
у Господня -

как волна,
как вода
в половодье!..

и в сердцах богомольцев
незакатное солнце
воссияло тем светом,
что зовём Невечерним…
«чудо!
чудо!
на колени!» -

возгласил Патриарх…
и рухнули все…
и возвели очи…
***
в сиянье чудотворных сил
лик Чудотворца проступил!
не изъяснить,
но сопричесть -
еще одна о Боге весть!
чудо,
чудо воистину!
и в молении истовом
был акафист
воспет
диву дивному вслед -

символ вышних побед!..
***



Из «Акафиста Святителю Николаю Чудотворцу»:

«Радуйся, избавление от печали;
радуйся, податель благодати.
Радуйся, нежданных зол прогонитель;
радуйся, желанных благ насадитель.
Радуйся, скорый утешитель в беде пребывающих;
радуйся, страшный отмститель обидчикам.
Радуйся, чудес пучина, Богом излитая;
радуйся, скрижали закона Христова, Богом писанные.
Радуйся, крепкое падающих восстановление;
радуйся, право стоящих утверждение.
Радуйся, ибо тобою всякая ложь обличается;
радуйся, ибо тобою всякая истина сбывается.
Радуйся, Николай, великий чудотворец»!
(Икос 4)
***
«…Радуйся, щит, защищающий благочестие;
радуйся, меч, истребляющий нечестие.
Радуйся, учитель Божественных велений;
радуйся, губитель богопротивных учений.
Радуйся, лестница, Богом утвержденная,
по которой мы восходим к небесам;
радуйся, кров, Богом созданный,
под которым укрываются многие…
Радуйся, Николай, великий чудотворец!»
(Икос 9)

Тбилиси, 1970 г.